В кинотеатрах люди тоже кроме рекламы и аннотации ничего о фильме не знают. Тизеры, трейлеры, отрывки, промо-интервью, сайты, периодика, превью, рецензии, предпоказы, и т.д., и т.п. Это называется "продвижение" - специальные мероприятия, направленные на то, чтоб не только завлекать постоянных зрителей, но и просто для того, чтоб потенциальные зрители знали о существовании данного конкретного фильма. Надеяться на сарафанное радио, случайных зрителей, и на хардкорных любителей кино - дохлый номер практически для любого фильма. В общем, хорошие фильмы с рекламой собирают в десятки раз больше, чем такие же хорошие фильмы без рекламы. Полагаю, фабрика комиксов станцевала бы в полном составе голыми на площади посреди Екатеринбурга в людный день, если бы им свалилась касса в 0,5-2 миллиона долларов - а это, межу прочим, не такая уж необычная картина в нашем прокате.
А теперь посмотрим на ситуацию с мангой: издатели надеются на хардкорных любителей манги, случайных покупателей, и сарафанное радио, и никак не рекламируют свой товар среди не то что десятков, а среди многих тысяч других разнообразных изданий на любой вкус. После чего жалуются на плохую демографию, на кризис, на неулов крокодилов, на неурожай кокосов, хоть на что - лишь бы не на себя.
Естественно печатная и кинопродукция - "немного" разные вещи, но если покупатели не знают о существовании твоей продукции, если она валяется невесть где, потому что даже продавцы ничего не знают и не понимают, если её приходится буквально выискивать по углам и закоулкам (как мангу в магазинах, так и сами эти магазины), и если её стоимость при этом достаточно высока, то результат "немного" предсказуем, ибо манга мало того что не является товаром первой необходимости, так ещё и является достаточно чуждым явлением сама по себе. Но, "естественно", лучше закрыться в своём маленьком мирке, и уповать на демографическое чудо.
ФК приходилось участвовать во многих формах продвижения: издательство спонсировало фесты, предоставляло книги на призы, участвовало в Коммиссии и др. выставках, снимало ролики (один даже крутили в 2006--2007 на больших светодиодных экранах на главных улицах Екатеринбурга), печатало постеры формата А2 для расклейки в магазинах, дарило читателям открытки и календарики, поддерживает блоги и соцсети. В итоге от всего этого многообразия осталась формула:
1. присутствие книжек везде comics-factory.ru/where-to-buy/
2. своевременное уведомление читателей о новинках
Мы и правда не очень понимаем, что еще можно сделать для "раскачки" новой аудитории, привлечении "читательских масс" к манге. Более того, не совсем понятно, а нужно ли это делать вообще? Допускаем, что вся наша аудитория уже собрана, все наши читатели уже с нами. Может быть просто работать для них, не строя наполеоновских планов по захвату? Ведь большинству наших сограждан манга противопоказана по психологическому складу. Стоит ли бояться признаться в том, что наш читатель уникален. И малочисленен, как все уникальное.
P.S. Вот как выглядел наш "ученический" ролик 2006 года. К тому времени вышел только один томик манги. Или два? Не помним... (Размещено с ностальгической целью.)