Во вторую часть вошли вторая половина 3-го тома и тома 4-й и 5-й. Читая её, я осознала, что всё еще ограниченно воспринимаю главную тему «Магазинчика». На самом деле она шире. Цивилизация и Природа, Человек и Остальное – почему только конфликт? Общение между ними может проходить по-разному:
Далее
- не только Человек нападает, калечит Природу, но и Природа нападает на Человека – как в главах 11-й «Десерт», 15-й «Дракула»,
- Природа восполняет человеку дефицит общения – как в главах 13-й «Программист», 18-й «Дорогой»,
- Природа заключает сделку с Человеком, требуя высокую плату взамен исполнения сильного желания – в главе 16-ой «Двойственный»,
- Природа, наконец, выявляет истинную натуру Человека, заставляет его срывать с себя человеческую маску, с животной сущности - в главе 19-ой «Танец». (В 1995 году Акино Мацури предвосхитила сюжет «Черного лебедя».)
Главы 12-ая «Дьявол» и 13-ая «Программист» повергают в легкий ступор – с кем или с чем ведёт взаимодействие Человек? Как и в главе 16-ой, герой в главе 12-ой заключает сделку – но с кем? С плюшевым мишкой? Нет, с графом Ди – и он показывает этой сделкой, на что способен человек, чтобы выжить и защитить свое потомство. И в чем на самом деле предназначение религии. И если она не исполняет это предназначение – люди отворачиваются от Бога. (Самая грустная глава во всем сериале, если честно. Сколько ни читаю – всё равно плачу. Не помогает даже нестыковка в истории.) Чтобы вспомнить самые первые, утраченные воспоминания, героиня утрачивает все остальные воспоминания. Чтобы найти дно – надо дойти до дна.
В главе 13-ой Человек и вовсе, не довольствуясь присутствием настоящей Природы, создает её в цифровом, компьютерном мире. Имитирует Природу, программирует её, чтобы Природа, пусть и ненастоящая, но принадлежала только Человеку и подчинялась ему полностью – умерев вместе с хозяином.
Истории «Цветы и детектив» напоминают, что под Природой в «Магазинчике ужасов» подразумеваются не только животные, но и растения.
Важно, что в главе 12-ой граф Ди говорит: «Если хозяин вложит в игрушку всю свою любовь, вполне вероятно, что у игрушки появится душа! - А еще плюшевую игрушку не надо кормить. И выгуливать по утрам не надо, что вообще здорово. – Да, к тому же никто вас не упрекнет, если вы выбросите надоевшую игрушку. Но куда важнее то, что мягкая игрушка никогда не умрет раньше своего хозяина». То есть в данном случае речь идет уже не о Природе и Человеке. Речь идет о взаимодействии Человека не столько с Природой (животные и растения), сколько с Окружающей средой, в том числе с тем, что создано Человеком и во что вложены его труд и эмоции. Это касается и главы 13-ой «Программист».
С высоты 9 лет, когда перечитываешь уже без фанатизма и первоначального восторга, видишь: в некоторых вещах мангака разбираться не стала, так как не имеют значения, а просто расходятся с действительностью. Леон и отдел, в котором он работает, восхищают своей рабочей универсальностью: и убийство расследуют, и за грабителями гонятся, и детей накажут за плохое поведение, и охраняют высокопоставленных особ, и даже кошку поищут, если надо какому-нибудь заморскому принцу. Разумеется, это не имеет отношения к принципу специализации по территории и тяжести правонарушений, существующему как в США, так и в Японии. Или в главе 19-ой танцовщик-премьер тыкнул пальчиком в кордебалет словно наугад – и девчонка оттуда через день-другой станет примой-балериной. В действительности же даже при протекции путь в примы-балерины лежит долгий и обязательный – кордебалет, корифейки, вторые солистки, первые солистки, просто солистки, балерины и наконец примы-балерины.
Казалось, конфликт (или не-конфликт) Леона и графа Ди – сквозная линия в «Магазинчике ужасов». Но это не единственная сквозная линия – есть еще Кристофер, чья история начинается в главе 17-ой «Детский сад» и заканчивается в последнем томе. Мало того, его история начинается заново, во второй раз – в финале! Маленький Кристофер частично выпадает из реальности человеческого языка и попадает в реальность животного языка – и сам при этом не замечает этого. Разве что люди какие-то странные стали. И одновременно Кристофер пытается наладить язык с Леоном. Кристофер, в отличие от Леона и других людей, гармонично сосуществует с Природой – и при этом с Человеком утрачивает связь только односторонне. Такая интересная история взаимодействия с несколькими пластами реальности одновременно.