Рецензия от wicomix.
МНЕНИЕ: ХРЕБТЫ БЕЗУМИЯ. ТЕТРАДИ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ
wicomix.wordpress.com/2019/02/17/%D0%BC%D0%BD%D...

Написанная в 1931-м году повесть Говарда Ф. Лавкрафта «Хребты безумия» стала одним из самых известных произведений этого сумрачного гения «литературы ужасов». На фоне Антактиды, бывшей тогда terra incognita для мирового учёного сообщества и крайне опасным, но при этом романтическим местом, о покорении которого мечтали смелые первопроходцы, стёршие к тому времени с карты Земли почти все белые пятна, Говард представил стройную и пугающе-убедительную космологию выдуманного им мира Древних, в очередной раз доказав сразу несколько истин: 1) не стоит приближаться к тайнам человеческой цивилизации, грозящим великой катастрофой, 2) никто лучше него не может описать парализующий, хтонический Ужас, усиленный страшным холодом белого континента, на котором порталом в ад высятся чёрные хребты безумия.

Повесть с её загадками, трагедиями, открытиями и противостоянием с неземным разумом откровенно просилась и продолжает проситься на большой экран, но по разным причинам этого не произошло; то ли нужно слишком много денег и очень высокий рейтинг, то ли Древние действительно существуют и препятствуют тому, чтобы их существование было раскрыто. Если сюжет Лавкрафта и пробирался в залы кинотеатров, то окольными путями, вдохновляя режиссеров и продюсеров на такие культовые фильмы, как «Нечто». А вот в формате комиксов, манги, «Хребтам» повезло гораздо больше, когда за дело взялся японец Го Танабэ, снискавший славу как один из лучших художников, адаптировавших рассказы и повести Лавкрафта. Из выпущенных трёх томов его «Хребтов безумия» на русском в данный момент доступны два, хотя структуры и оригинала, и адаптации таковы, что очень хочется воспринимать их как единое произведение и читать именно в этом виде, без отрыва. Поэтому я расскажу сразу о двух изданных томах, они того стоят.

Это история об экспедиции Мискатоникского университета, направившейся в Антарктиду с исследовательской миссией. В составе группы учёных было четыре видных профессора: геолог Дайер, механик Пиболи, биолог Лейк и физик Этвуд. Сама экспедиция была оборудована по последнему слову техники, оснащена несколькими самолётами, новейшей буровой установкой, большим количеством припасов и прочей нужной техники. В этом «техническом превосходстве человеческой цивилизации» можно увидеть горькую усмешку, особенно на фоне того, что произошло в итоге. А произошло следующее: во время исследований с помощью бура и динамита обнаруживаются образцы сланца, содержащие следы развитой доисторической и неизвестной науке жизни. И профессор Лейк становится одержим этими образцами, требует организовать отдельный поход ради их поисков. Первое правило классического «хоррора» — «разделяться нельзя», но здесь и условия другие, и обстановка благоволит, и ничего странного не происходит. Разве что во время перелётов между двумя лагерями пилоты и пассажиры видят огромные миражи, словно показывающие неземные города, но кого обманешь этими видениями. Между тем уже немного забегающий пролог демонстрирует, что дела у группы Лейка пойдут не очень, несмотря на то, что первые исследования подножья загадочных чёрных хребтов принесут им величайшее открытие. Сложновато не разглядеть в произведении тридцатых годов прошлого века зловещей символики пятиконечной звезды, но факт остается фактом, эта фигура играет заметную роль, её форму принимают организмы, которые остаются неразложившимися десятки миллионов лет. Учёные из Мискатониксого университета, в библиотеке которого, как известно всем фанатам Лавкрафта, хранится оригинал «Некрономикона», начинают подозревать, что это за организмы, но уже поздно – древнее зло и леденящий холод никого не отпустят живыми.

То, что Лавкрафту в этой повести удалось всё, что он запланировал, увидев в своих снах и галлюцинациях, думаю, не вызывает споров. Что же удалось сделать в своей версии Танабэ? К счастью, тоже всё, чтобы эта адаптация считалась удачной и максимально приближенной к оригиналу, прежде всего, по атмосфере. Японец очень здорово передает белое безмолвие Антарктиды, слепящий снег и убийственные метели, замечательно рисует бескрайние просторы, вселяющие трепет, уважение и страх. Холод от рисунка – почти осязаемый, и это не шутка; в моменты, когда члены экспедиции летят над хребтами на самолёте, не сложно при наличии воображения услышать скрип и грохот фюзеляжа, борющегося с морозом и ветром. Напряжение нарастает от странице к странице, автор грамотно складывает «тревожные моменты» в объемную мозаику. Даже без Древних, Старцев, шогготов и прочих существ мифологии Лавкрафта (речь о которых ещё впереди, под этих тварей отведён не изданный пока на русском третий том) у Го получился отличный «северный триллер» — то, с чем, к примеру, гениально справился Дэн Симмонс в своем романе «Террор» и чего так и не смогли сделать те, кто взялся за сериал по мотивам. Это я так, на тему экранизаций, может быть, их отсутствие и к лучшему. Во втором томе достоверно выглядят сцены препарирования, буря и уничтожение лагеря, физиологичные последствия чего Танабэ заботливо присыпает снегом, но все равно нервишки читателя дергаются от обилия изуродованных тел.

Два томика манги очень хороши, осталось дождаться главного, третьего. «Фабрика комиксов» выпускает работы Танабэ в едином оформлении, но у «Хребтов» свой, отличающийся от «Пса», «Призрака тьмы» или «Сияния извне» дизайн корешков. В первом томе есть несколько страниц с цветными артами, на их фоне кратко рассказывается история создания повести и о влиянии на неё одного романа Эдгара Аллана По. Суперобложки двух томов несут на себе стильное «серебрение», «основная» обложка придерживается лаконично-чёрного света с золотым квадратом с названием. Поклонникам качественных «ужасов» категорически рекомендуется к прочтению.