Рецензия от wicomix
"МНЕНИЕ: СИЯНИЕ ИЗВНЕ"
wicomix.wordpress.com/2019/03/06/%D0%BC%D0%BD%D...

В сентябре 1927-го года в журнале «Amazing stories» был опубликован рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта «The Colour Out of Space», название которого на русский в разное время переводили по разному, но вариант «Сияние извне» мне, как, очевидно, и «Фабрике комиксов», кажется самым подходящим. Этот рассказ впоследствии сам автор называл своим лучшим произведением, с чем не особо и хочется спорить, хотя есть и «Хребты безумия», описывающие историю выдуманного американцем мира древних существ, и другие отличные вещи, после чтения которых особо впечатлительные натуры могут начать выискивать у себя на голове седые волосы. Но, помимо субъективных авторских и читательских оценок стоит отметить и то влияние, которое оказал рассказ на развитие «фантастики» и «хоррора». Он был первопроходцем популярного жанра «out of space», подарившего тьму палповых поделок и несколько трэшовых голливудских шедевров, эксплуатировавших тему странных инопланетных вторжений, когда пришельцы (до этого отыгрывавшие либо типаж злобных захватчиков с бластерами, либо типаж посланников мира в сияющих одеждах) оказывались малозаметной и малообъяснимой напастью, предельная иррациональность которой доводила до ужаса. И вот в 2015-м японское издательство «Kadokawa» выпустило очередную мангу Го Танабэ, основанную на этой классической нетленке. И тут, казалось бы, перед японским художником сразу возникла неразрешимая проблема. Дело в том, что это самое сияние, которому уделяется в рассказе так много места – совершенно неописуемо, человеческий глаз никогда ничего подобного не видел, это что-то находящееся за гранью привычного глазу спектра. Как его изобразить? Открывающие мангу несколько цветных вставок демонстрируют попытки это сделать, но тут художник явно за неимением лучшего варианта уходит в «призрачный синий», кстати, тоже весьма эффективный в плане нагнетания потустороннего страха. Но потом эти попытки бросает, полностью сконцентрировавшись на стремлении изобразить максимально достоверно не сам свет, а его последствия. И вот тут же всё получается великолепно.

Коротко о сюжете: недалеко от городка Аркхем, прямо возле дома фермера Нэйхема Гарднера падает метеорит. Прибывшие из Мискатоникского университета учёные отметили несколько странностей небесного гостя: его состав непонятен, он уменьшается в размерах и внутри него находится сияющий неземным светом шар. Однажды после сильной грозы метеорит исчезает. И с этого начинается фирменный Лавкрафтовский кошмар. Автор использует классический приём «нарастающего напряжения»: в начале странности проявляют себя слегка, вода там становится неприятной на вкус, яблоки, огромные, наливные, невозможно взять в рот. Возле фермы и в лесу появляются странные звериные следы, домашние животные (собаки, лошади) начинают вести себя неадекватно. Появление зайцев-переростков заставляет подумать, что Лавкрафт что-то слышал в середине двадцатых о мутациях организмов в следствии воздействия радиации, или просто предугадал этот момент, да и радиация, как оказывается, была бы ещё милосердным вариантом. Вскоре сосед Гарднеров, Эмми Пирс, который спустя сорок лет рассказывает эту историю, понимает, что с Нэйхемом и его семьей что-то не так. Но уже поздно. Несложно заметить приметы «изоляционисткого триллера», исследующего замкнутые пространства и невозможность из них выбраться: фермеры находятся в «плену» своих угодий, им очень сложно их покинуть и бросить хозяйство, поэтому люди оказываются в безвыходном положении. Сияние сводит с ума, вот уже кто-то запирается в приступе сумасшествия (так Лавкрафт использует еще один приём жанра, «что-то страшное прячут на чердаке подальше от свидетелей»), а кто-то теряется или умирает жуткой смертью, успев, однако, увидеть перед гибелью массу таинственных вещей, вроде гигантских цветов и насекомых, светящихся, как и вся округа, по ночам тем самым сиянием.

И тут Танабэ задействует весь свой талант, превращая некогда обычную ферму, с её серыми, предельно-рациональными постройками и обитателями в полигон космического ужаса, обилием деталей и образов доводя уровень иррациональности происходящего до абсолюта. Растения, животные, люди проходят сквозь череду трансформаций, тела превращаются даже не в тлен, а в во что-то неописуемо мерзкое. Но японец не хочет вызвать у вас рвотные позывы от взгляда на полуразложившихся, но ещё живых людей – он хочет вызвать страх и у него это получается, причем некоторые последовательности кадров словно говорят о том, что он не прочь прибегнуть к помощи кинематографической раскадровки, пытаясь оживить изображение, сделать его в глазах читателя и в его воображении подвижным. Сцены с женой Нэйхема и с колодцем, незаменимым атрибутом хоррора, как покажут всякие «Звонки» гораздо позднее, получились просто отличными, все страницы чёрно-белой манги под стать атмосфере рассказа скорее чёрные, нежели белые, здесь множество теней, в которых копошатся создания, порождённые неземной силой.

Как и положено в хорошем ужастике, историю сложно назвать законченной и добро нельзя записать в победители, оно здесь и не участвовало в извечном поединке с более сильным оппонентом. Даже спустя сорок лет велика вероятность, что зло (А зло ли это? Или просто некая форма жизни, находящаяся за пределами этих привычным только нам представлений?), присутствие которого как раз более ощутимо, никуда не делось. Да и какие сорок лет, если почти что вечный Космос может хранить такие древние тайны, которые человек в силу своей «молодости» и «особенностей развития» не сможет ни понять, ни даже увидеть? Мир вокруг нас гораздо интереснее и страшнее, вот основная тема «Сияния», рассказа, действие которого происходит в пределах литературной вселенной Лавкрафта (Аркхем, Мискатоникский университет). Писатель это блистательно описал, художник отлично перевёл в формат манги, ни грамма ни потеряв напряжения и жути первоисточника. Издание на русском вышло в суперобложке (на основной обложке передняя… то есть, задняя сторона украшена чудным артом в золотом свете, другая половина обложки с названием чёрная, и на ней легко остаются следы от пальцев), есть, как уже говорилось, цветные вставки. 188 страницы.