Рецензия от wicomix:
"Индейское лето"
wicomix.wordpress.com/2020/01/22/%D0%BC%D0%BD%D...

В России этот короткий осенний период называют «бабьим летом». Что тоже уместно смотрелось бы в качестве заглавия данного графического романа, учитывая, что нарисовал его Мило Манара, большой эксперт по части изображения женщин разной степени обнажения. Но, поскольку действие происходит всё же в Америке, когда переселенцы из Европы настойчиво покоряли новые территории, часто отвоёвывая их у коренных обитателей этих мест, которых они из-за ошибки Колумба звали индейцами, остановимся на оригинальном названии, данном этой истории Манарой и его соавтором Уго Праттом, создателем многотомной эпопеи о Корто Мальтере и многих других выдающихся историй. Вообще, имена двух классиков BD заманчиво смотрятся рядом на одной обложке: от Манары ждёшь красивых женских образов и откровенной эротики, а Пратт сразу же обещает захватывающее приключение. И «Индейское лето» в этих ожиданиях не разочаровывает.

Итак, пара недель на границе сентября-октября, когда кажется, что лето и не думает сдавать свои позиции. В воздухе летают листья и белые нити паутины, говорят, что именно они дали название сезону, т.к. напоминают седые волосы, рано появляющиеся на головах ещё молодых женщин из-за тяжелой работы. Которая как раз заканчивается в этот период, давая последний шанс насладиться летним теплом. О суровой женской доле тех лет авторы, кстати, не забудут поведать, история внутри истории получится весьма драматической. Также, поговаривают, остывающий сентябрьский жар пробуждает в людях, морально уже готовых к зиме, последнюю, затихающую страсть, толкающую их порой на опасные и безумные поступки с далеко идущими последствиями. С одного из таких поступков комикс и начинается. Ключевая сцена комикса почти безмолвна, но последовательность акварельных кадров выстроена по всем канонам драматургии и позволяет буквально услышать все те звуки, которые её сопровождают. Шум волн. Смех. Крик чаек. Крики. Выстрелы.

Дальше сюжет будет вращаться вокруг семейства Льюисов, которое по ряду личных причин, вступающих в противостояние с пуританским укладом тогдашнего общества, вынуждено жить в стороне от большого поселения Новый Ханаан. Семейка, мягко говоря, колоритная: главная здесь Эбигейл, женщина с обезобразившим её лицо клеймом, которым метили распутных женщин, и мать четырех взрослых детей. Старший Илия отличается от остальных своих родственников тем, что его вполне можно назвать «нормальным», остальные со странностями. По крайней мере, так гласит народная молва. Абнер, с которого всё и закрутилось, слывёт опасным и даже сумасшедшим, младший Иеремия являет собой «образец» изнывающего от спермотоксикоза подростка. Ну и Филлис, конечно же, красавица Филлис… Девушка необузданной страсти, добавляющей ей немного «чудинки», знающая себе цену и не вписывающаяся никак в каноны благопристойного общества. Описав, почему эти люди вынуждены жить жизнью нелюдимов и рассказав несколько печальных историй из прошлого, авторы противопоставляют их и жителей Нового Ханаана. Заодно показывая, как порой неумолимо закручивается тугой маховик мести и смертоубийств: вроде есть хрупкий мир, все друг друга знают, между людьми есть какие-никакие отношения, но ничего поделать нельзя, жажда возмездия сильнее голоса разума, да и ружейные залпы легко заглушают любые призывы к миру. Сюжет разворачивается по достаточно традиционной схеме приключенческих романов и вестернов об эпохе освоения фронтира, можно вспомнить Фенимора Купера, из книг которого сюда буквально перекочевали осажденные деревянные дома переселенцев и обнесенные частоколом поселения, дикая природа, отрезанные скальпы и прочие атрибуты жанра. Впрочем, на фоне всего этого Манара и Пратт успевают, как уже было сказано выше, поговорить о важном. Например, о том, какими на самом деле лицемерными могут быть истинные пуритане, об обществе, опасающимся тех, кто не вписывается в его правила, о подчас чудовищном отношении к женщинам в те годы.

При этом Филлис явно не девушка той эпохи – скорее, она раскованная и иногда откровенно «порочная» героиня именно Манаровских комиксов вроде «Клика» и «Фимиама невидимости». Разумеется, в эпохе чепчиков и религиозных запретов ей тесно. Как тесно её телу под жёлтым платьем. В конце концов, это же Манара, а значит, комикс определённо для взрослых: не много, но достаточно «случайных», прямо скажем, не всегда мотивированных сюжетом обнажений, есть откровенные сексуальные сцены, одна из которых подчеркивает «тёмную сторону» ключевого персонажа, у которого, казалось бы, чёрной должна была быть только сутана. Но это не задорный эротизм других работ Мило, здесь он тоже работает на подчеркивание трагичности разворачивающихся событий. Например, наблюдая за фривольными движениями плоти, задумывается, а заслуживают ли эти молодые девушки всего того, что с ними тут происходит? Им бы предаваться любви, а не вот это всё… Короче, пример того, как эротика подчеркивает ярко выраженный социальный подтекст. И с не меньшим воодушевлением Манара рисует окружающую героев природу, здесь всё очень детально и «живо», благодаря чему читатель быстро проникается атмосферой комикса, погружаясь с головой в драму бабьего… то есть, индейского, конечно же, лета. Не зря данный графроман, выходивший с 1983-го по 1985-й года отдельными главами в журнале «Корто Мальтезе», получил Приз за лучший зарубежный альбом международного фестиваля комиксов в Ангулеме 1987-го года.

На нескольких страницах в конце этой драматической книги Уго Пратт рассказывает читателям, что всё описанное здесь случилось на самом деле: он рассказывает, как сложилась судьба персонажей в дальнейшем (они выросли, возмужали, разъехались и вся странность, которую им приписывали, куда-то делась, будто и не было её вовсе), ссылается на целую стопку сочинений по истории тех времен, а Манара дополняет всё это бытовыми зарисовками. Убедительно.

Издателем подобран идеальный формат для издания этой красивой работы, на русском «Индейское лето» вышло в альбоме размером 233х313мм, в твёрдом переплёте. 148 страниц, тираж не указан.

vk.com/wall-38568553_47931
Страничка сайта: comics-factory.ru/milo-manara-collection/