Рецензия от wicomix
МНЕНИЕ: ДЖУЗЕППЕ БЕРГМАН. ВЕНЕЦИАНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
wicomix.wordpress.com/2020/09/30/%D0%BC%D0%BD%D...
Вышедший в 1978-м году комикс «Джузеппе Бергман. Венецианские приключения» (в оригинале «HP and Giuseppe Bergman», про «НР», который не офисная техника, а вполне реальный человек, чуть ниже) стал первой авторской работой Мило Манары. До этого он, разумеется, тоже рисовал комиксы, но сценаристами там выступали другие люди, а здесь гений эротического рисунка взял все в свои руки, придумав удивительно провидческий и актуальный даже для конца 2020-го года метасюжет, в котором сошлось и нечто реальное, и кое-что абсолютно иллюзорное. Вдохновение для приключений Джузеппе Бергмана Манара черпал в классических приключенческих романах, наследием которых и, может быть, их лебединой песней стала серия комиксов друга и учителя Мило Уго Пратта о Корто Мальтезе. Надо заметить, что приключенческий жанр в те годы переживал не лучшие времена: фантастика новой волны была как никогда сильна, мир по-прежнему сотрясали социальные катаклизмы, а совсем недавно отшумевшее лето любви оставило после себя кислотные пейзажи трансцендентных переживаний, отлично вписавшиеся в чаяния художников комиксов тех лет. Окружающий мир, как казалось, окончательно избавился от белых пятен, да и скитания по непролазным дебрям, описанные множество раз, уже вызывали гораздо меньший интерес, особенно на фоне разразившихся в Европе студенческих волнений. И вот на этом фоне Манара начал работу над приключенческим комиксом… который бы вобрал в себя все вышеперечисленное.
Вероятно, Джузеппе Бергман как персонаж создавался в качестве сатирической противоположности Корто Мальтезе. Контраст между ними (и, получается, между Бергманом и популярными героям почти что всех классических приключенческих историй) и правда значительный: если Корто – герой вне времени, слегка старомодный, смелый и благородный, то Джузеппе… обычный тип с соседнего двора, хотя Манара и наделил его модельной внешностью, можно отметить черты молодого Алена Делона. С первых же страниц комикса главный герой производит неоднозначное и даже отталкивающее впечатление — он истерит и ноет. Ноет о вечном: жизнь скучна, работа «на дядю» рабская, мир банален, денег нет, кредиторы обратились в суд, все плохо. Фактически, Манара показывает нам типичного «клиента» соцсетей и телеграм-каналов задолго до их появления, и это не последнее сбывшееся пророчество маэстро. Но Бергман внезапно оказывается избранным, причем буквально – он единственный, кто подал анкету на участие в новом шоу и, понятное дело, единственный его герой. Толстый «дядя», на которого никто не хочет работать, объясняет Джузеппе, что его ждет настоящее Приключение, о котором парень так маниакально грезил, и в этом Приключении возможно все: путешествия, богатство, красивые девушки, опасности, все по классике. Бергман отправляется по наводке продюсера в Венецию, где его должен встретить и всему обучить гуру Приключений, некто У.П. Да-да, своего наставника (и соавтора по «Индейскому лету») Уго Пратта Манара сделал героем комикса, и это не последний реальный человек в этой истории. Но из Венеции, пережив «несанкционированный митинг», пару избиений и курьезных моментов, раскрывающих таланты Манары рисовать обнаженных девушек и разгульную, «зажравшуюся элиту», герои внезапно оказываются в Южной Америке, на реке Ориноко, где Приключение и начинается. Или нет?
Снова остановимся на Бергмане. Кишащая опасностями Ориноко окончательно доказывает – никакой он не герой. Джузеппе, несмотря на свою мужественную фактуру, труслив (когда негодяи на корабле насилуют девушку в счет карточного долга, он тихо подпирает стену, чтобы потом снизойти до сочувствия жертве), часто думает не «тем местом» (что проявляется чередой нелепых ситуаций, связанными с красотками, нередко склонными к нимфомании) и предпочитает убегать (также нелепо и с потерями для чувства собственного достоинства) от вожделенного Приключения, а не бросаться в него с головой. Оно и понятно, в книжке всегда есть гарантия, что главный герой выживет, а в реальности у каждого в округе, будь то сепаратист, авантюрист или местный абориген, есть ружье, нож, копье и полная уверенность в том, что если что-то пойдет не так, то труп очередного бедолаги никто в кишащей кайманами и прочими хищниками местности не найдет и искать не будет. Если на кого Бергман и похож, то на типичного героя современных YouTube шоу, хотя иногда по нему откровенно скучает «Дом-2». Вот тут Манара снова заглянул в свое будущее и наше настоящее и увидел бесконечные «игры на выживание», заполонившие эфир. Отметил он и то, что персонажи комиксов будут запросто ломать четвертую стену и обращаться напрямую к читателю. Тут, правда, не всегда понятно, кем себя считает Бергман, единственным участником реалити-шоу, за которым с придыханием следят миллионы телезрителей, или героем комикса, на что частенько ссылаются все вокруг. Вроде как продюсер обещал Джузеппе постоянный прямой эфир, если так, то Манара предугадал появления дронов и незаметных для окружающих средств слежения.
Надо заметить, что Приключение Бергмана очень быстро теряет связь с реальностью, если когда-либо вообще она у него была. Можно по ходу действия списать это на волшебные индейские порошки (все по заветам Кастанеды и Теренса Маккены), но не все так просто. Сюжет регулярно уходит в пространство подсознательного, откуда проникают фантастические образы и нереальные стечения обстоятельств. Что и говорить, если одним из важных героев комикса, но фоне типичной для хорошей приключенческой литературы братии становится Владимир Маяковский, причем осознающий свою смерть и даже поправляющий героев, спорящих об обстоятельствах его самоубийства. Да что там, Маяковский, если даже дьявол, тот самый, козлобородый герой шабашей с перевернутой звездой во лбу здесь постоянно маячит перед главным героем. Почему? Увидите в конце, но мне близка версия о том, что Джузеппе выступает отчасти в роли Данте, который под руководством Вергилия/Пратта совершает трип по загробному миру. Во как. Также сюжет может завернуться настоящей лентой Мебиуса… нет, не Августа Фердинанда Мебиуса, а Жана Жиро, влияние визуального стиля которого еще очень явственно прослеживается в рисунке Манары. Особенно в финальном отрывке комикса, в самой его бессознательно-сюрреалистической части, выглядящей как слегка приправленный эротикой момент из «Герметического гаража», в котором сам Мило поднимает все также актуальные социальные и философские вопросы. Что будет, если шанс на свое собственное Приключение получат вообще все желающие, что станет с миром капитала и «дядь», если все ломанутся навстречу неизведанному и не будут больше их слушаться, отринут от себя настройки животного существования? И как на самом деле пройдет Приключение «обычного человека» Джузеппе Бергмана, если он получит второй шанс, увидев возможные варианты под руководством опытного гуру и сделав необходимые выводы?
Приключений, равно как и психоделических странностей, в этом комиксе хватает. Как хватает и того, что, собственно, является важной составляющей авторского стиля Манары: физиологический, но при этом умудряющийся не выглядеть совсем пошло юмор, сатира над «высшим обществом» и обладающая не иначе как эротической магией женская одежда, способная слетать со своих обладательниц по поводу и без. Обладательниц, кстати, весьма красивых, наделенных фривольным шармом и вызывающей раскрепощенностью, присущими героиням Манары. Есть и обнаженные юноши, но это так, информация для любителей. Да, и не забудем детализированный, крайне реалистичный рисунок. Перед нами образцовый европейский комикс, развлекающий, провоцирующий и заставляющий думать… не только об обнаженных красотках, но и о смысле бытия. Издавать в России комиксы Манары продолжает «Фабрика комиксов». «Венецианские приключения» вышли в серийном харде серого цвета с выборочной лакировкой, в формате оригинального BD, 210х285мм. Поверху обернут бумажный рукав, надежно защищающий глаза особо впечатлительных людей от того, что в наше время опаснее сигарет и алкоголя. 104 страницы, тираж не указан.