Рецензия от wicomix: 1-й том манги "Смеющийся вампир".
wicomix.com/2023/01/06/%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd...
Так уж исторически сложилось, что японцы переживали один конец света за другим. И речь не только об ужасах Хиросимы и Нагасаки, и не о последствиях разрушения АЭС на Фукусиме. Речь о природе, которая исправно подкидывала обитателям японских островов повод для страха и ощущения ничтожности человеческой жизни. К примеру, можно вспомнить Великое Землетрясение Канто 1923-го года, после которого число жертв шло на сотни тысяч и были полностью разрушены Токио и Йокогама. Именно с этого события начинается манга Суэхиро Маруо «Смеющийся вампир». Люди в те годы были попроще и, в связи с отсутствием МЧС и прочих служб экстренного реагирования, предпочитали не помогать ближнему в трудную минуту, а развешивать «неправильных» и «подозрительных» граждан по деревьям. Такая же участь была уготована уличной гадалке с неординарной внешностью (из-за чего её прозвали Женщина-Верблюд), но экзекуция привела к неожиданному результату – земля отвергла женщину, ставшую бессмертным вампиром, нуждающимся в регулярном потреблении крови. Нельзя сказать, что Маруо следует стандартам вампирских саг и новоиспеченная кровопийца обретает прекрасные черты. Нет, мимо телесного уродства Суэхиро никак пройти не может, оно интересует его также, как и уродство душевное. Несколько забегая вперед: и того, и другого в этой работе мастера «тёмной эстетики» будет в избытке.
Прошло около ста лет. Женщина-Верблюд всё еще обитает в Токио. Однажды она рассказала жуткую историю своего перерождения Коноскэ Мори, ученику обычной школы. Увидела его в толпе, выследила и поняла, что это тот человек, который нужен ей для инициации. Всего один разрез, пара глотков, и Коноскэ не может посещать школу из-за непереносимости солнечного света (а вот религиозные атрибуты в виде креста вновь демонстрируют свою бесполезность в борьбе с вампирами) и начинает блуждать по ночной округе, выискивая себе жертв. И он не какой-то антигерой, пьющий кровь «плохих людей», всяких там торговцев наркотиками, убийц или бандитов. Мори хладнокровно вскрывает своим ножом горло невинным жертвам… впрочем, в манге Маруо очень трудно найти кого-то невинного, если честно. Разумеется, никто не заслуживает страшной смерти, но именно этот вопрос японский маэстро освещает с неожиданного ракурса. Например, обнажая (буквально) извращенные потребности современного общества, в удовлетворение которых оказываются втянуты подростки. Школьницы без особого смущения продают извращенцам своё белье, а, если сумма вознаграждения окажется достаточной, то могут кое-что показать. И не только, вопрос цены. Пацаны выплескивают свою агрессию (раззадоренную парами бытовых растворителей и прочей химии), избивая до смерти бомжей. А потом и мальчики и девочки тусуются по заброшкам, закинувшись веществами и устраивая оргии. На их фоне Коноскэ, выглядящий, кстати, как записной j-pop айдол, не воспринимается таким уж чудовищем, хотя этой характеристике полностью соответствуют его поступки, вызванные неутолимым голодом бессмертного хищника.
Тем временем в этой истории есть место для Сото Хэнми, ещё одного школьника. Как кресты не оказывают никакого эффекта на вампиров, так и надпись «Heaven» на его футболке не даёт никаких посмертных гарантий. Потому, что Сото – пироманьяк, его ночные похождения с зажигалкой заканчиваются почти всегда эпично и трагично для ничего не подозревающих людей. Пограничное состояние паренька, который, с одной стороны, пребывает в плену безумных mortem-галлюцинаций, а, с другой – ведёт методичный учёт «подвигов» в дневнике, на обложке которого красуется заголовок «Смеющийся вампир», делает его переход от поджогов к запланированным убийствам вопросом времени. Но пока он довольствуется тем, что находит «последствия» охоты Мори и предаётся своим фантазиям с частями тел. Это второй герой данной истории. Третий герой, точнее, героиня – школьница Луна Мияваки. На первый взгляд, она та, на кого вы можете указать с возгласом «Ну вот же, вот вам невинность в чистом виде! Зачем говорить, что тут нет невинных?». Да, Луна не горит желанием продавать свое белье и тело, с ужасом и презрением смотрит на подруг, удовлетворяющих похотливых, но щедрых клиентов. Но некоторые сцены дают понять, что девушка тоже блуждает где-то на периферии «нормальности». Хотя её сложные отношения с собственной плотью и чуть ли не омерзение, которое вызывает у нее беременность сестры, говорят о проблемах пубертата, когда развитие физическое опережает развитие психологическое. Окончательно из этого сложного состояния Луну вытолкнет гротескная сцена насилия (с участием клоуна, ещё один аргумент для коулрофобии), за которой последует отвратительный в своей реалистичности пример виктимблейминга, после чего некоторых персонажей перестает быть жалко окончательно. Даже когда их раскидывают кровавыми обрубками.
Я не знаю, насколько сейчас опасно издавать работы Суэхиро Маруо на русском языке, но шанс того, что очередной томик японца попадёт не в те руки, постоянно увеличивается. К тому же на фоне более «спокойных» работ, типа «Томио в аду», «Смеющийся вампир» кажется сосредоточением всего того тёмного, запретного и физиологически отвратительного, чем славится манга Маруо. Гуро, сомнительные связи, откровенный эротизм, предельное насилие и шок-контент формируют беспрерывное зрелище, после которого какой-нибудь наскандаливший «Сербский фильм» уже воспринимается как рождественская сказка от Диснея. Представлены и такие характерные черты творчества Маруо, как галлюцинации, переплетенные с образами смерти, с которой также соотносятся мелькающие то тут, то там насекомые, цветы и летучие мыши. Да, и как бы сказал какой-нибудь психолог, Эрос и Танатос тут не просто переплетены, фактически, это сиамские близнецы, не жизнеспособные друг без друга. Как ни странно, в манге с очень «плавающей» моралью присутствует тема воздаяния за совершенные грехи, правда, пока сложно сказать, как это будет соотноситься с главными героями, ведь это только первый том, а надпись «продолжение следует» обещает ещё много шок-контента. Если вам покажется, что в «Смеющемся вампире» есть нарочитая театральность, то предисловие от Хироси Араматы (писателя и историка) напомнит о французском театре ужасов «Гран-Гиньоль», эстетика которого повлияла на Маруо, сделав из него достойного продолжателя традиций. Не забыт и стиль классических хорроров типа «Носферату, симфония ужаса», не пройти мимо отсылок на «Андалузского пса» Бунюэля. В общем, манга строго на ценителя и строго «18+», но с прекрасным, завораживающим, расшатывающим реальность вокруг читателя рисунком. Вечный клубок образов, которые пугают «снаружи», на страницах книг или телеэкране, а на самом деле обитают где-то глубоко «внутри».
«Фабрика комиксов» издает Суэхиро Маруо теперь в твёрдом переплёте увеличенного формата, с цветной суперобложкой. Манга чёрно-белая, но гаттеры начальных страниц заполняет символичный розовый цвет.
Есть глянцевая полноцветная вставка. 244 страницы, тираж не указан.
Сайт: comics-factory.ru/suehiro-maruo-collection