«Чудовищные трансформации». Рецензия от wicomix.com
wicomix.com/2023/05/06/%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd...
ВК: vk.com/wall-38568553_69233

«Фабрика комиксов» издаёт работы трёх столпов короткой, но содержательной хоррор-манги. В каталоге издательства есть сборники Дзюндзи Ито, у которого всё очень реалистично в рисунке, сюрреалистично в сюжетах, много улыбок и высоких (не)людей. Есть графические рассказы Ёскэ Такахаси, которые, наоборот, обманчиво выглядят как детские мультики в олдовом стиле Осаму Тэдхуки и маскируются под страшные сказки, в которых есть место фансервису и всякой, часто абсурдной, жести. И есть манга Хидеши Хино, основной компонент которой, как совершенно правильно указано в названии сборника, попавшего на обзор – это чудовищные трансформации. В основном телесные. И в основном такие, чтобы, знаете ли, погуще слизи, крови, непонятных пятен, жидкостей и разных вызывающих отвращение метаморфоз плоти. Так что мой вам совет: отодвигайте в сторону тарелки с едой, беря эту книгу в руки.

«Чудовищные трансформации» включают четыре рассказа, созданных в начале семидесятых годов прошлого века. Первый называется «Болезнь Дзороку» и рассказывает об ужасной участи деревенского «дурачка». Дзороку – безобидный мужчина, может часами пялиться в одну точку, в остальное время занимается живописью. В хозяйстве от него особого проку нет, но родные и местные «дурачка» терпят до тех пор, пока его тело не начинает покрываться пятнами и гнойниками. Мужчину отправляют жить в дом у болота, про которое в округе ходят мрачные слухи. В одиночестве трансформации Дзороку усиливаются, и этому процессу мангака уделяет повышенное внимание: спасибо формату комиксов, можно не только написать «из наростов на теле стала выделятся разноцветная слизь» и «в наростах завелись личинки», но и детально это изобразить. Односельчане подобному соседству не рады и готовы решить проблему радикально. И их совсем не волнует, что Дзороку пишет разноцветной слизью своего тела прекрасные картины. Трагическая история про ни в чём не повинного изгоя, что-то на грани народных преданий, фильмов Кроненберга и «Превращения» Кафки.

«Сказочный остров» начинается как классический приключенческий роман – с письма «в бутылке» (точнее, в бумажном самолётике, но принцип, думаю, понятен), с призыва о помощи. Безымянный герой не пойми как оказывается на безымянном острове, на котором живут доисторические монстры и стоит город, обнесенный огромной стеной. Голодающий и мучающийся от одиночества человек мечтает попасть в этот город, но жители (ходят в масках, говорят на странном языке) не спешат пускать к себе чужака. А их ритуалы вызывают у пришельца ужас и отторжение… примерно до того момента, когда голод пересиливает разум и не становится плевать на брезгливость и прочие условности. Разумеется, к бедам персонажа добавляется незаживающая рана, грозящая «развалить» его тело на зловонные куски, и аллергия на местную еду. И даже когда мечты страдальца сбудутся, и он окажется в городе, радости это ему не принесет. Самое время пускать бумажные самолётики с просьбой поверить в эту историю и прийти на помощь. Робинзонкрузовщина в антураже юрского периода и, одновременно, отсылки на кровавые ритуалы древних майя и прочих воинственных племен.

«Домовая мышь» убедительно доказывает, что для настоящего кошмара совсем необязательно привлекать страшные болезни, фантазии о чудовищах прошлого и каннибализм. Достаточно довести до максимума врождённый страх перед чем-то повседневным и вовсе даже не страшным. Например, мыши: наравне с крысами они, конечно, разносят болезни, уничтожают запасы еды и портят стены и разные предметы, но могут быть очень даже милыми созданиями, которых заводят в качестве домашних питомцев. Главный герой рассказа, обычный паренёк, приобретает в предельно стрёмном зоомагазине пару белых мышей. После чего для его семьи начинается лютая жесть, финиширующая жуткими (но вполне предсказуемыми, автор к ним упорно подводил повествование) эпизодами, бьющими по самому больному и беззащитному. Одна из мышей после гибели своего потомства начинает расти и терроризирует «хозяев», уничтожая их покой, быт, дом и надежды на хэппи-энд. Огромный белый грызун становится олицетворением инфернального кошмара, от которого невозможно избавиться. Можно только задобрить его жертвоприношениями. Я не знаю, что тут шокирует больше – финальная трапеза мыши или то, с какой обречённой обыденностью дети заготавливают корм для своего тирана. И то, и другое пугает, окунает читателей в самую темноту человеческих душ, где уже вовсю пованивает мертвечиной. Сильный, застревающий в голове рассказ.

Однажды маленький мальчик, очень любивший аквариум и рыбок, со всех ног бежал домой, сжимая в руке пакетик с новым питомцем. И попал под машину. Его тело было изуродовано до такой степени, что людям нужно выкрутить гуманизм на максимум, чтобы только взглянуть на него. Сочувственно-пренебрежительно. Теперь мальчик сидит дома, смотрит на красивый аквариум и на то, как его мать пытается в одиночку справиться с тяжелой жизненной ситуацией и у неё это не получается. Хидеши Хино приглашает читателя в замкнутый ад маленького и ни в чём не виноватого «уродца» (от которого реально хочется отвести взгляд), наглядно демонстрируя, как «обычные» люди старательно вычеркивают из своих жизней даже близких, родных и друзей, если с теми случилось что-то плохое и они теперь не такие, как все. По атмосфере «Водный рай» близок к «Голове-ластику» Дэвида Линча. И это очень грустная история, хотя из неё можно узнать о различных аквариумных рыбках. 

«Чудовищные трансформации» талантливы в своей неуютности. А порождают это ощущение не искажения тела, не гной и не слизь. За него в ответе тщательно отгоняемая в повседневности мысль о хрупкости жизни и необратимости фатума. Сегодня ты здоровый и сильный, а потом тебя поражает болезнь, тебя выбрасывает на необитаемый остров, сбивает машина etc., и всё меняется. Ты – изгой в глазах окружающих, пусть даже внутри остался всё тем же прекрасным человеком. От этой табуированной мысли очееееень неуютно. И если этого добивался Хино, то сделал это гениально. У него получился «странный хоррор» с нестандартным рисунком, альтернативная манга про уродов и людей, и одну абсолютно жуткую белую мышь. 
Сборник вышел на русском в твёрдом переплёте с цветной суперобложкой. 
Формат 230х150мм. 200 страниц, тираж не указан.
Сайт: comics-factory.ru/hideshi-hino-horrors-collecti...