Новая рецензия от wicomix!
wicomix.wordpress.com/2018/08/02/%D0%BC%D0%BD%D...
МНЕНИЕ: АД В БУТЫЛКАХ

Внимание! Нижеследующий текст предназначен для лиц старше 18 лет. Если вы моложе, пожалуйста, не нажимайте Читать далее

Уже вторая манга японского «порочного гения» Суэхиро Маруо, в названии которой фигурирует слово «Ад» (до этого вышло три тома «Томино в аду»), издана в России. В этом сборнике 2012 года, увидевшем свет после девятилетнего молчания автора, Маруо вновь убедительно доказывает, что ад — он не столько вокруг нас (хотя и это тоже), он всегда внутри, и уже оттуда вырывается наружу, подпитываясь завистью, гневом, чувством несправедливости и, как ни парадоксально, любовью, которую всевозможные запреты превратили в гнилое болото греха. В книгу вошло четыре небольших истории, изначально печатавшихся в японском журнале «Comic Beam»; в трех случаях из четырех Суэхиро адаптирует в формате манги считающиеся классическими произведения, как родной японской, так и мировой литературы. Например, заглавная история представляет собой интерпретацию рассказа Кюсаку Юмэно, прославившегося как автор «странных» и «авангардных» романов, то есть, как автор, интересный для Суэхиро, который отлично перенёс в формат шок-манги трагический сюжет о мальчике Таро и девочке Аяко, волей судеб оказавшихся одни-одинешеньки на необитаемом острове.


Первым делом в голову приходят ассоциации со знаменитым романом Генри де Вер Стэкпула «Голубая лагуна», но там автор слегка «смягчил» ситуацию, сделал главных героев не родными друг другу, а Кюсаку Юмэно в своей версии пошел намного дальше, оставив на острове брата и сестру. А уже Маруо подхватывает эту драматическую историю разрушенной невинности. Вначале, ещё резвясь на полях детства и не перешагнув порог юности, когда гормоны начинают свое дело, Таро и Аяко счастливы, но затем их жизнь превращается в кошмар, подпитанный привитой библейской моралью и элементарным непониманием в силу изоляции и отсутствия знаний о том, что происходит с их телами. Во взрослении они видят болезнь и наказание божие, и райский остров превращается для них в самый настоящий ад. Здесь вовсю проявляется извечное противостояние религиозных догм и физиологии, что выливается в череду также привычных для манги Суэхиро болезненных галлюцинаций с обилием вполне догматических образов – от распятого Христа до змей, служащих олицетворением того самого Змея из райского сада и превращающих историю в интерпретацию мифа о грехопадении Адама и Евы, чьи подростковые «версии» оказались, скажем так, более стойкими к искушению и нашли свой выход из ситуации. В визуальном плане рассказ выглядит очень здорово, и вам придется выбирать, на чём всё же фокусировать свой взгляд: на тщательно проработанных экзотических пейзажах, подводных кадрах или на обилии обнажённой плоти, изображая которую, Маруо отнюдь не стремится потакать тем, кто любит «помоложе».Несмотря на откровенность, пойманные здесь в тропических джунглях и в океанских глубинах юные образы выглядят невинно и уж точно не направленны на разжигание похоти. Хотя, кому как.

Вторая история сборника – во многом сатирическая интерпретация сюжета об Искушениях святого Антония; данный духовный подвиг прежде всего известен тем, что зацепил известных мастеров живописи – Дали, Босха, Эрнста и других, — и Мауро, очевидно, решил вписать свое имя в их ряды, показав, что святому на самом деле не нужно было отправляться в тотальное уединение для того, чтобы бороться с плотскими грехами и демоническими наваждениями. Достаточно было остаться среди людей, в обычной японской (или любой другой) деревне, где обеспечен и эротический соблазн, и постоянные издевательства злых детей, способных дать фору самому дьяволу. Фривольные интерпретации на тему работ упомянутых выше художников присутствуют.

«Золотые моти» — версия классического ракуго (театральный жанр, когда миниатюры на сцене исполняет профессиональный рассказчик, ракугока) Энтё Сантъятэя, взявшего за основу сюжет восемнадцатого века, доказывая, что бедность и корысть явления вечные. На самом деле подобную историю вполне мог поведать и Федор Михайлович Достоевский, перенеси он действие в Петербург и замени старушку-процентщицу на старого массажиста, зажиточного, умело скрывающего свои сбережения. На которые положили глаз парень Синтаро и его девушка Сатико. Синтаро одержим попытками вырваться из нищеты и найти соседские богатства, эти мысли сводят его с ума и превращают в настоящего маньяка, мечтающего о деньгах даже во время секса (вероятно, именно этот факт сыграет важную роль в его судьбе). Разумеется, очень скоро в его голову закрадётся классическое «тварь я дрожащая или право имею?», а там подвернётся повод убедиться в том, что столь вожделенное сокровище существует на самом деле. Вот только хитроумный способ его сокрытия не даёт парню и его подельникам шанса остаться незапятнанным, и далее начинается форменное гуро. Но гораздо страшнее здесь выглядят картины бедняцкого быта, где люди, так или иначе несущие на себе клеймо нищеты, вынуждены жить в хибарах и есть фактически отбросы – после всего этого мотивация главного героя рассказа становится более понятной. Не приемлемой, но понятной.

«Бедная старшая сестра» — финальная история сборника, и рассказывается здесь о молодой девушке, вынужденной стать проституткой, чтобы прокормить себя и своего «братика» (не единокровного, но добрая героиня не может бросить мальчика, который и стал её настоящей семьей в противовес той, которая была у неё до этого). Невинные сироты, прошедшие через круги ада и уродливые взрослые, стремящиеся только унижать, насиловать и использовать – это всегда бьющая по нервам тема, вызывающая мощную эмоциональную отдачу, а, значит, Маруо готов обращаться к ней снова и снова, каждый раз опускаясь ещё чуть-чуть глубже в бездонный ад. Рассказ очень мрачный, при этой искренний, с чётко проработанной драматургией, позволяющий находить самые болезненные точки читательских душ; визуально это ещё и самая откровенная часть сборника, обойдясь предельно открыто и без цензуры, автор словно оттачивает здесь искусство японской эротической гравюры «Сюнга». Это впечатляет, но драматическая составляющая всё же сильнее, как и положено в хорошей прозе.

Стоит ли говорить о том, что рисунок Маруо всё также завораживающе сложен и красив, откровенен и порой реалистично-безумен? Здесь теплятся следы подлинной классики, соседствующие с насилием, грязью, сексом и кровью, не способными, тем не менее, скрыть душевную чистоту некоторых персонажей. Прочитав «Ад в бутылках» и вновь обратившись к изданным томам «Томино в аду», можно заметить, что Суэхиро испытывает в последние годы явную тягу к изображению косоглазия… нет, нет, это не обидная шутка про азиатов в целом, просто мангака реально часто изображает раскосых людей, чей взгляд добавляет чуть-чуть больше диссонанса. Всё остальное на месте: детально проработанный угрюмый быт захолустья где-то в промежуток между двумя мировыми войнами, видения воспаленного мозга, похоть. Плюс вечные, всё смывающие волны, как на гравюрах Хокусая. Изданием манги Маруо активно занимается «Фабрика комиксов», данная книга вышла в том же серийном оформлении, что и три части «Томино», здесь есть цветная суперобложка (под ней мягкая обложка книги, непроницаемо-чёрная и глянцевая) с чёрным корешком, одна цветная вкладка перед заглавной историей. Блок клееный, 194 страницы прекрасно-болезненной эстетики, тираж не указан.

@темы: примите наш отзыв!