Рецензия wicomix на однотомник Дзюндзи Ито "Переулок".
https://wicomix.com/2021/04/06/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA/
статья в ВК: https://vk.com/wall-38568553_57225
Очередной сборник рассказов Дзюндзи Ито, очередные одиннадцать «поворотов не туда», в темные переулки ужаса, где иррациональное, сказочное зло вплотную соприкасается с привычным миром тщеславия, амбиций, фобий и одержимостей. Переулок – это не о месте где-то на задворках улицы, где темно и страшно, «Переулок» — это о задворках разума, где может быть еще темнее и страшнее, и где не всегда возможно предугадать, когда обычный с виду человек пробудится, возьмет в руки нож и погрузится в безумие, подпитываемое самое обычными с виду вещами. Ито возводит жанр «ужастика» на новый уровень благодаря нетипичным для западного хоррора сюжетам и обращению к родной для него восточной мифологии, не обходясь местами без особенно черного юмора, который отлично подходит для описания обывательских пороков. Итак, что же поджидает в этом переулке конкретно вас? Ощущения разнообразны, от традиционных на первый взгляд историй про мстящих призраков до сцен, способных вызвать панику и тошноту от вида плесени и мороженого.
Молодой студент очень удачно снимает комнату в хорошем доме. Хозяйка заботлива, дочка хозяйки мила, квартплата минимальна. Что не так? Разве что ночной шум за окном, какие-то дети орут и бегают. Да тени на стенах домов выглядят как-то пугающе. Особенно когда начинают шевелиться, проступая черными объемными тенями. И для такой активности у них есть особая, хорошо знакомая неупокоенным душам причина. Тени, кстати, нарисованы просто, но жутко. В «Фотомодели» автора можно заподозрить в иронии по поводу бодипозитива и перегибов на местах в связи с этим движем. Герой рассказа, сценарист любительского фильма, листает журнал мод и видит в нем фотомодель «нестандартной внешности». Конкретно сейчас это бы никого не удивило, но тогда парня эта дама шокировала, глубоко врезавшись в память и став его наваждением, однажды материализовавшимся на съемочной площадке. Несмотря на то, что финал рассказа уходит в жесткое «мочилово» и «поедалово», сатирическую составляющую его сложно не заметить. «Падение» — история в духе «магического реализма» о том, что однажды люди, в том числе и жена главного героя, начали массово пытаться покончить с собой. А тем, кому в этом вопросе, как выясняется дальше, «не повезло», приходится сбиваться в группы и идти в загадочное место. Тайна так и остается тайной, но в сюжете про стремление улететь и болезненное возвращение на Землю можно разглядеть целый набор метафор.
«Общая палата» — фантасмагорический абсурд, который всегда хорошо удается Ито. Две женщины попали в аварию и так им подфартило, что они оказались в одной больничной палате. Поначалу дискомфорт (но все же вызывающий ухмылку) ситуации создается за счет того, что они постоянно собачатся на тему того, кто из них виноват и кто будет возмещать ущерб. Но потом оказывается, что другие обитательницы их палаты, мягко говоря, странноватые. Здесь также прослеживается умение автора создавать маленькие шедевры про «расползающееся зло», разрастающееся из незначительной проблемы и постепенно занимающее места, которые принято считать безопасными (дома, больницы, школы). На эту же тему и «Плесень», способная загнать впечатлительного читателя в уголок параноика. Молодой человек сдает новый, чистенький дом семье своего бывшего учителя, которого недолюбливает. Ситуация, увы, банальна, сдаешь жилплощадь нерадивым квартирантам, а они превращают ее в свинарник. Но тут у героя ситуация еще хуже. Дзюндзи довел меня до того, что я теперь не срезаю пятнышки плесени с хлеба и обрабатываю ванную комнату напалмом. Вот он, волшебная сила искусства.
«Рекан» — сюжет об одержимости столь сильной и неизлечимой, что она буквально способна низвергнуть в ад. По каким-то причинам мужчина начинает строить гостиницу с обязательным горячим источником в подвале, и, быстро выведя из себя всю свою семью, остается один на один со своим разгоняющимся безумием. А затем и с тем, что из этого источника лезет. Финальные кадры хорошо бы подошли для обложки альбома в стиле grindcore. «Благословление» в начале выглядит как среднестатистический мыльноперный сериал для домохозяек. Молодой человек любит дочь богача, та тоже влюблена в него, но ее отец категорически не дает своего разрешения на брак, отказывая раз за разом. И эта неприятная ситуация растягивается на годы, превращаясь в череду гнусных розыгрышей, интриг и смертей, за которыми тянутся призрачные фигуры. «Табачный клуб» выполняет общественно-полезную функцию, рассказывая подросткам о вреде курения в гипертрофированной манере. И немного подтрунивает над преклонением перед западными товарами. А затем следует самая длинная и самая полюбившаяся мне история «Дорога без дверей». Это не один рассказ, а своего рода триптих, события которого крутятся вокруг девушки Сайко, последовательно проходящей этапы мистического преследования, настоящей паранойи и сюрреалистического кошмара. В итоге героиня оказывается в городе, где «точечная застройка» привела к тому, что между домами совсем не осталось дорог и люди вынуждены идти сквозь чьи-то комнаты, кухни и спальни, что приводит к полному уничтожению личного пространства, для имитации которого жители города вынуждены носить маски. И нездоровая ситуация – «отличный» повод для вспышек маниакального насилия. Местами выглядит так, как если бы Дэвид Линч начал создавать мангу.
«Воспоминания» — очередное высказывание на тему одержимости красотой. Есть красивая героиня, которая начинает вспоминать, что когда-то ее лицо в зеркале выглядело иначе. И непонятно, проблемы ли это переходного возраста, нарождающаяся шизофрения или что-то еще. Да и родители почему-то молчат, взволнованно переглядываясь. Финальный рассказ сборника задействует один из самых известных архетипов хоррор-культуры — автобус мороженщика. Все дети любят мороженое, в том числе и сын главного героя, но мальчишке отец постоянно отказывает в лакомстве по причинам потенциальных колик в животе. Но на автобусе же еще можно просто показаться, миловидный юноша, раздающий разноцветные рожки под веселую музыку, не откажет. Концовка, как и положено у Ито, завернет в неожиданное русло, мороженое после этого поесть, честно говоря, не особенно хочется. Зато хочется, чтобы манга японского мастера продолжала выходить так же бодро и часто, как она выходила до этого. На необычные и реально пугающие ужастики Ито запросто можно подсесть. Рисует он все также реалистично, его персонажи либо одинаково красивы, либо неповторимо-безобразны, причем как внешне, так и внутренне. Женские образы у него получается крайне обаятельными, достаточно вспомнить роковую вирусную красотку Томиэ.
Издание «Фабрики комиксов» в твердом переплете с цветной суперобложкой, 376 страниц, тираж не указан.
Стр. сайта: https://comics-factory.ru/junji-ito-collection/