Рецензия wicomix на мангу Дзюндзи Ито "Безголовые статуи".
https://wicomix.com/2021/07/22/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8/
вк: https://vk.com/wall-38568553_58418
Нитки, виниловые пластинки, мосты, цирк, карты и огородные пугала – далеко не полный список простых и безобидных (хотя по поводу цирка и пугал хоррор-мейкеры все же вселили в души людей определенные сомнения) вещей, которые Дзюндзи Ито заносит в список «источников страха», наряду с классическими гробом на колесиках, автобусом, увозившим людей неизвестно куда, черной рукой и прочими атрибутами хорошего, а, значит, пробирающего до дрожи ужастика. Вновь томик от издательства «Фабрика комиксов», вновь коллекция коротких рассказов (здесь их двенадцать) от японского мастера, вновь современный мир японских школьников и обывателей сталкивается с древними народными легендами и проклятиями, мрачными традициями, проявлениями потустороннего в их, пожалуй, самой абсурдной форме и, самое главное – все эти люди, герои Ито, сталкиваются с самими собой, с собственными неуемными желаниями, которые, пропитываясь иррациональным злом или хорошенько «погнив» в душах персонажей, становятся страшнее привычных призраков и демонов.
Впрочем, как мы уже знаем по предыдущим сборникам от Ито, японцу присуще и крайне своеобразное чувство юмора. Черноватого, чего уж там. Например, история про «Красные нитки» со стороны выглядит смешной, особенно ближе к финалу, где все вообще приходит в состояние комической нелепости. Юноша переживает разрыв с девушкой и на его теле появляются стежки красной нити. Уместно, конечно, вспомнить умершую бабку с ее деревенскими обережными ритуалами, ведь хорошему хоррору толпа заботливых и разложившихся старушек никогда не вредила, но причина проблемы кроется в другом. Ее даже можно решить, но как это сделать, если превращаешься в огромный клубок? Я знал нескольких людей, которые дико фанатели от джаза. Ставили себе идеальный и дорогущий звук, зарывались с головой в каталоги лейблов и с пеной у рта доказывали, кто из джазменов круче всех, а кто так, в трубу подудеть. А уж за редкие пластинки (ибо джаз нужно слушать только на пластах, это вам кто угодно скажет) готовы были осуществить продажу матери, души и Родины в одни руки. Либо Дзюндзи тоже с ними знаком, либо сам очень любит джаз, потому что как минимум один рассказ одержимости этой музыкой он посвятил. Есть одна старая пластинка, с записью которой связана жуткая легенда. Сначала она сводит с ума двух подружек, а потом начинает «гулять» по городу, множа число безумных меломанов, что приводит к плачевным результатам. Хорошо показано нарастающее безумие, прорывающееся на волю беготней и убийствами. Но Ито также ироничен в отношении винила как носителя звука, главная героиня тратит много усилий на то, чтобы просто послушать заветную пластинку (эх, знал бы Ито, что винилы снова будут в моде и начнут звучать отовсюду&hellip
Верите ли вы в гипноз или нет, но он работает. В рассказе «Даритель», правда, даже лучший профи не может предугадать всех последствий гипноза. Поэтому в городе появляется молодой человек, который очень хочет раздаривать людям подарки. Одни и те же куклы, которые до конца жизни вырезал из дерева его отец. И это стремление дарить – тоже акт одержимости, неподконтрольной и безостановочной, потому что над своим подсознанием человек не властен. Вроде как рассказ без особого нагнетания и ужаса, даже с сатирическими моментами про переодевание в Санта-Клауса… но вот мысль о том, что все наши действия кем-то предопределены и являются результатом чьей-то ошибки, заставляет зашевелиться червячка паранойи. А мост через реку выступает и метафорой перехода из мира живых в мир мертвых (именно на нем любят пугающе-неподвижно стоять призраки в следующей истории), и главным элементом странного ритуала, когда в последний путь умершего оправляют по бурным волнам. Именно этой процедуры пытается всеми силами избежать бабушка героини «Моста», но истории из ее прошлого и страшные призраки оказываются сильнее этого желания. Жутковатый рассказ.
Если не боятся клоунов, то цирк выглядит не таким уж и страшным местом. Но в цирке «Папирус» и клоуны, и все остальные артисты либо крайне невезучие, либо это их первый день на арене. Он же и последний. Все дело в гимнастке Лелии, которая притягивает своей красотой мужчин, а таинственный шпрехшталмейстер пользуется этим, увеличивая потоки девичьих слез. Канатоходцы падают, метатели ножей промахиваются, человек-ракета… ну, вы поняли. Шуточки в стиле «наберут по объявлению» неуместны, но черный юмор, опять же, вовсю сквозит. А один странный юноша очень любил собирать осиные гнезда. Он знал о них все, тащил домой и любовался коллекцией. Но однажды у него появился конкурент в виде странного мальчика, знающего о пчелах немного больше. Юноша окончательно сходит с ума и бросается в погоню за самым ценным экспонатом своей коллекции. Одержимость — она такая, формы ее бесконечны, снова говорит и показывает нам Ито. Развязка и шокирующая, и странная.
В сборнике «Переулок» был сюрреалистический шедевр «Дорога без дверей» про маленький городок, где так плотно все застроили постройками, что совсем не осталось дорог, и людям приходилось идти напрямую через комнаты других домов. Топографические проблемы есть и в рассказе «Город карт». Юная пара студентов приезжает развеяться в небольшой городишко, завешанный картами и указателями. Потому что местные жители не могут найти дорогу домой или куда бы то ни было. И карты – это то, что определяет их жизнь и усиливает их безумие. То, что начинается как неловкая история недопонимания «местных обычаев», превращается в параноидальную беготню, когда для спасения жизни нужно зачеркивать карты и срывать указатели. Но вот только смогут ли сами герои найти потом нужную дорогу? «Безголовые статуи» — эталон ужасов. Серьезно. Тут и тайна, и крайне неуютные, пустые и темные коридоры, и убийство, и непонятные вещи, творящиеся с друзьями. Плюс совершенно иррациональные сцены, в которых голые безголовые тела рвут друг друга на части в попытках насадить на свои плечи только что заполученную «свежую» голову. Я бы хотел увидеть экранизацию этого, все задатки для добротного безумного трэша тут есть.
Стремление к красоте любыми средствами – одна из частых тем в творчестве Ито. Но героини «Ранней смерти» ничего не делают для того, чтобы из школьных «страшил» превратиться в первых красавиц, которым завидуют одноклассницы и за которыми бегают все мальчики. Красота что-то вируса, передается от девушки к девушке, и вот уже школа переполнена красотками. Одно плохо: «переболевшие» рано и стремительно умирают. Вспышка паники среди красавиц приводит к очевидному в условиях тотального безумия выводу «все средства хороши», и вот уже по улицам бегают девушки с внешностью моделей и ножами в руках. Есть в «Ознобе» что-то лавкрафтовское: тайна в доме по соседству, как-то связанная с историей семьи главного героя, древний артефакт из экзотических стран, подчиняющий себе людей и заражающий их чем-то страшным (поклонники боди-хоррора будут довольны), и загадочный человек, идущий по следу этого артефакта. Все на месте, все работает как надо, чтобы вам было, как минимум, неуютно. И очень интересно. «Пугало» обращается к болезненной теме ухода близких людей. Мужчина теряет любимую дочь (в чем сам косвенно виноват, как можно понять из дальнейших событий) и однажды находит на ее могиле пугало с ближайшего поля. Так себе розыгрыш местной ребятни, думает он, но потом замечает, что лицо пугала все больше и больше походит на лицо его дочери. Узнав об этом, люди массово ринулись ставить пугала на могилы умерших и, о чудо, все повторилось – чем дольше стоит пугало, тем больше похоже на реального человека с любимыми чертами. Но что, если это не воскрешение на радость скорбящих, а желание мертвых отомстить своим обидчикам? Когда вас спросят «а что такого необычного может нафантазировать Дзюндзи Ито?», покажите ему этот рассказ. Наконец, в финале поджидает (не)банальный сюжет про злобного (и залитого кровью для пущего эффекта) духа мертвой девочки, у которого есть претензии к своей вроде бы любившей ее при жизни родне, что превращает существование этих людей в лютый кошмар. Надо разгадать посмертную записку, надо понять, в чем причина столь жуткой ненависти, но как это сделать, когда по комнатам рассекает жуткая фигура, издающая звуки «бгху…», от которых стынет кровь?
Как говорят, каждый ценитель прекрасного (в данном случае, ужасного, но оно тоже может быть столь же притягательным) найдет здесь что-то интересное для себя. Под обложкой «Безголовых статуй» много страшного, необычного, пугающего и при этом красивого, графика Ито все также отменна.
392 страницы, глянцевая, цветная суперобложка, тираж не указан.