Рецензия wicomix на однотомник Дзюндзи Ито «Франкенштейн».
wicomix.com/2022/06/22/%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd...

Дзюндзи Ито прославился как мастер нестандартных, жутко-изобретательных и пронизанных порой чернейшим юмором хорроров, в которых многоликий восточный мистицизм органично переплетён с проблемами городского обывателя и человеческими пороками. И вся эта уже хорошо знакомая изобретательность мангаки, порождающая мурашки по спине и выжимающая из вашей кожи холодный пот, заставляет сильно удивиться, когда видишь на обложке очередного тома Ито знакомое со школьной скамьи слово – «Франкенштейн». Произведение Мэри Шелли, безусловно, классическое и культовое, перечитанное поколениями читателей от корки до корки, породившее монстра, демонстрирующего и по сей день феноменальную живучесть в массовой культуре… и как раз эта популярность вызывает вопрос «а сможет ли Ито со своей феерической фантазией привнести суда что-то новое, своё, или же это будет очередное переложение классики в стилистике манги?».

Несмотря на то, что «Франкештейн», являясь самым объёмным произведением в сборнике, идёт далеко не под первым номером, поговорим сначала об этой адаптации, чтобы расставить все точки над «I». Дзюндзи очень близок к сюжетной канве романа, внося лишь некоторые коррективы, призванные выкрутить уровень драматизма на максимум, а заодно и отдать дань уважения порождённым творением Мэрри Шелли сиквелам, вроде «Невесты Франкенштейна». Итак, однажды один молодой и амбициозный учёный Виктор Франкенштейн задумал бросить вызов Богу (во времена написания романа в обществе росло убеждение, что Наука наконец-то победила Творца и скоро люди станут равными ему в своих деяниях) и сотворить живое существо из мёртвой материи, что сильно отдаёт алхимией, к которой сей герой с ранних лет был неравнодушен. Кстати, широко распространен стереотип, ставший аналогом «эффекта Манделы», что Чудовище было воскрешено с помощью молнии, но на деле это гениальная придумка режиссера Джеймса Уэйла, в книге способ оживления не упоминается, значит, не увидите вы его и в манге. А что увидите? Образцовую готическую жуть, выросшую из викторианского романа, помноженную «добрым» Ито на сто. Изоляционистский холод полярных просторов перетекает в размеренную историю из жизни «высшего света», откуда уже тянутся мрачнейшие сцены с похищениями трупов и их распиливанием на части в «интересах науки». Руки, ноги, раскиданные в лужах крови в тёмных подвалах, наползающее на героя безумие, дрожащие свечи… всё это мы уже могли видеть в работах Ито. Да и творение Виктора тут тоже типично-Итовское, ни капли не похожее на воплощенный Борисом Карлоффом образ. Это затянутое в грязные бинты существо с исковерканной анатомией, почти что один из ёкаев японского фольклора, стучащийся тревожной ночью в чьё-то окно. Безусловный монстр, в котором сразу же угадывается его «мёртвые исходники», от страниц с его присутствием тянет трупным запахом. В целом, можно констатировать, что «Франкенштейна» Ито переработал как надо, сохранив и философские аспекты первоисточника, и животный ужас. Хорошо и страшно, что и требовалось.

Но в этом сборнике, помимо Виктора Франкенштейна и его создания, есть ещё один главный герой, приключения которого занимают в книге не меньший объём. Зовут его Осикири и он обычный японский школьник. Вроде бы. Потому что знакомство с ним начинается с того, что этот парнишка зарывает во дворе своего дома труп одноклассника, задушенного им по странному поводу, выдающему в Осикири отменного психопата – Накадзима стал быстро расти, перерос всех в школе (особенно комплексующего из-за низкого роста Осикири), а вместе с этим стала расти и его популярность у девочек. Но, поскольку отнимать чужие жизни всё же противоестественно, у убийцы начинает ехать крыша, его преследуют то ли галлюцинации, то ли нет. Парню мерещится, что у людей вокруг непропорционально длинные шеи. А шея убитого им друга выросла до гигантских размеров, что позволяет ей выползать из-под земли и стучаться головой Накадзимы в окошко убийцы. Дзюндзи завершает этот рассказ в стиле «преступление и наказание» и, кажется, что на этом можно поставить точку. Но персонажа следующего рассказа тоже зовут Осикири, школьный приятель которого, Кодзима – звезда футбольной команды, вокруг которого крутится целый фанклуб влюблённых девушек. А фанатизм, как известно, способен легко выходить за рамки невинного увлечения, если судить по другим рассказам Дзюндзи, которому эта тема очень близка. Пытаясь избавиться от навязчивого внимания, Кодзима устраивает розыгрыш на болоте, в котором, по слухам, водятся призраки утонувших людей. Но если это розыгрыш, почему трупов становится всё больше?

В следующем рассказе Осикири знакомится в художественном классе с нелюдимой девушкой, которую вполне устраивает тот факт, что у неё есть подруги по переписке, а общение в реале ей не интересно. Если что, действие происходит в доинтернетовскую эру, когда люди общались с помощью писем. В этом рассказе возникает главный образ этой части сборника – дом, в котором живёт Осикири. Старый, кажущийся пустым и тёмным особняк. Родители Осикири работают в Европе, и парень вынужден жить один. Скука заедает и он знакомится с одноклассниками, организовавшими кружок по интересам. Ребята увлечены паранормальными явлениями и Осикири приглашает их домой, рассказывая о том, что во множестве пустых комнат ему часто слышатся чьи-то шаги. Визит охотников за приведениями приводит к неожиданным результатам: подростки видят, как Осикири закапывает во дворе чей-то труп. Но сам-то Осикири стоит рядом с ними! Так, постепенно, автор подводит читателей и главного героя к мысли, что где-то в его доме есть порталы в другие реальности. Казалось бы, открывается бездна возможностей, но беда в том, в «тех» реальностях мальчишка творит страшные вещи: то, как сказано выше, убивает соперника из зависти, то с маниакальностью безумного учёного а-ля Франкенштейн испытывает на одноклассницах препарат для ускоренного роста, из-за чего комнаты странного дома заполняют бесформенные монстры, а пол приходится очищать от жуткой слизи. Но не слишком заморачивающийся о своей тёмной стороне Осикири в итоге сталкивается со старой семейной легендой, связанной как раз с перемещениями между мирами. И перемещениями не всегда удачными, стены дома хранят артефакты того, что кое-кто из «путешественников» не очень удачно добирался до нужного места. И тут самое время появится родителям паренька, которые, по законам жанра хоррора, могут оказаться совсем не теми, кого он хотел бы видеть. Дзюндзи создал мини-цикл, отталкиваясь от темы параллельных миров, дополнив её привычными трупами, чудовищными экспериментами, несчастными «монстрами», которые этого совсем не заслужили. Добротная жуть с легкими нотками абсурда, который никогда не чужд Ито.

В противовес «большим» работам, в конце сборника расположились несколько совсем коротких историй. По всей Японии дети превращаются в кукол, буквально, замирают пластиковыми истуканами с вечными улыбками и милыми кудряшками. И обезумившие от горя родители не знают, что им делать с этими игрушками, хоронить их или хранить как память. А вы знали, что ещё недавно процедура рентгенографии была не столь простой и безобидной? Для фиксации головы использовался специальный зажим, доставлявший некоторый дискомфорт. Потерпеть его минуту-другую — плёвое дело, но ведь может случится так, что ожидание освобождения из его плена может несколько затянуться? И какие у этого будут последствия? Образцовая школьная страшилка из серии «одна девочка пошла к врачу и сошла с ума». Финал сборника – вовсе не хоррор, а лирическое посвящение одной из собак Дзюндзи Ито. На русском выходила его юмористическая манга про домашних питомцев, вот это как бы кусочек оттуда, демонстрирующий, что человек, придумывающий всякое-страшное, оказывается заботливым другом и добрым хозяином для братьев наших меньших. А я, после всей той жести, увиденной в этой и предыдущих книгах Ито, в этом и не сомневался. Издание от «Фабрики комиксов» выходит в твёрдом переплёте с цветной, глянцевой суперобложкой, в «Франкенштейне» 408 страниц, есть реклама предыдущих книг Ито, таких, как «Томиэ», «Соити» и «Кайдан». Тираж не указан.
Стр. сайта: comics-factory.ru/junji-ito-collection/

вк: https://vk.com/wall-38568553_64362



@темы: примите наш отзыв!