«Под одной крышей в Токио». Рецензия от wicomix.com.
https://wicomix.com/2023/04/25/%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bf%d0%be%d0%b4-%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%88%d0%b5%d0%b9-%d0%b2-%d1%82%d0%be%d0%ba%d0%b8%d0%be/
вк: vk.com/wall-38568553_69194

Подавляющее большинство манги, выпускающейся в России, ориентированно на подростков, молодых читателей. Разные сёнэн-блокбастеры и всё такое. Но теперь на русском есть манга, предназначенная для взрослой, я бы даже сказал, возрастной аудитории, рассказывающая о жизни женщин «под сорок». Вообще, сорок лет – какая-то особая дата, очередной, вот уже совсем всё окончательно отмечающий (по версии большинства) рубеж, за которым начинает виться тропинка в старость. С особой тревогой и озабоченностью друзья, близкие и коллеги реагируют на женские «сорокеты», если попавшая в сферу их внимания дама не успела завести семью и детей. На неё начинают смотреть с сожалением, забрасывая «мантрами», призывающими детишек и благополучие в амурных делах: «часики-то тикают», «надо успеть запрыгнуть в последний вагон», «после сорока поздно будет». И, как оказывается, подобное отпечатано не только в характере россиян, у японцев это проявляется ещё жёстче, о чём можно узнать из двухтомной манги Такахаси Мотоко (сценарий) и Тады Риэко (рисунок) «Под одной крышей в Токио».

Сама Мотоко представляется так: около сорока, не замужем, пишет сценарии. Точно такую же характеристику можно дать и главной героине манги Тояме Харуке, так что перед нами либо автобиографическая история, либо психологическая проекция, попытка авторши взглянуть на себя со стороны. Тояме 38 лет, она сценарист-фрилансер (пишет для телевизионного «мыла» и аниме), недавно пережила болезненный разрыв отношений. Поскольку одиночество, как ни крути, всё-таки сволочь и скука, Харуке приходит в голову идея о доме, в котором могут жить такие же, как она, женщины. Мысль эта подчерпнута из телевизионного репортажа, как и модное слово «коворкинг». Да, кто-то обязательно скажет Тояме, что это явление распространено в молодёжной среде, но почему бы не попробовать? Женщина размещает в интернете объявление, пункты которого призваны отсеять «неподходящий контингент» и помочь найти соседок со схожими интересами. В частности, один из пунктов предусматривает любовь к сериалу «Токийская история любви». А другой пункт запрещал любовные отношения: начала встречаться с мужчиной – съезжай. Как ни странно, но на объявление откликнулись четыре женщины, ставшие соседками, живущими теперь под одной крышей. Женщины разные, с разными вкусами, работами, привычками и жизненными историями, так что их попытки ужиться вместе не всегда похожи на благостные репортажи из утренних новостей. Кто-то не следит за порядком, у кого-то есть секреты, кое-кто может по ошибке съесть чужую еду. А всеобщая занятость на работе не позволяет проводить вместе вечера за общением, как того хотела Тояма. Но, тем не менее, плюсов у совместного проживания всё же больше и столь разные женщины могут реально помочь друг другу. Как минимум, способны поддержать друг друга в ситуации, когда это необходимо. А современное общество, по мнению Такахаси Мотоко, таких ситуаций может накидать женщинам под сорок видимо-невидимо.

Неспешная и меланхоличная, местами по-домашнему уютная, а порой грустная манга на самом деле постоянно акцентируется на глобальных проблемах. Хорошо понятных людям, находящимся в той же возрастной категории, что и героини. Вообще, это очень феминистическая вещь, но без повесточных перегибов и желания всех научить, как надо жить. Симпатичные женщины 38-39 лет (нарисованные гораздо моложе заявленного возраста, прямо хочется процитировать сантехника Афоню из советской киноклассики, кричавшего в похожей ситуации «Тебе же больше двадцати шести в жизни не дашь!»;) сталкиваются со стереотипным отношением к себе. Нет семьи? Как же так, все школьные подруги уже завели себе по весёлому карапузу. Ни с кем не встречаешься? Что-то с тобой не так. Собеседование на работе превращается в мучительное испытание, когда тебе вежливо намекают, что «старикам тут не место». Есть и обратная сторона проблемы: боссы на работе крайне поверхностно подходят к новым веяниям и готовы отмахнуться, взять на руководящую должность женщину просто потому, что она женщина, а не какой-то там опытный специалист. Всё это и многое другое к сорока годам трансформируется в неуверенность и комплексы, для борьбы с которыми как раз коворкинг, перерастающий из кружка по интересам в группу поддержки, подходит отлично. Тояма, к примеру, учится отстаивать свои права перед продюсерами, озабоченными лишь студийной иерархией и мнением «звёзд». Другая героиня учится не скрывать свой возраст в компании друзей, которые беззастенчиво – не знаю, либо они реально некорректные уроды, либо это особенность национальной ментальности – гнобят за пару «лишних» лет. Кому-то придется выслушивать упрёки от родителей, которые абсолютно точно «любят тебя и хотят тебе только счастья». В общем, всё сложно. Спасают только старые ситкомы, вызывающие приятное чувство ностальгии. Поэтому «классика японского ТВ» тут будет упоминаться частенько. И сам сюжет периодически будет забегать на территорию «мыла», но куда уж без романтики в наше время. Также показано, как на падение самооценки простых людей влияют новости шоу-бизнеса, когда «звёзды» становятся мерилами поведения и социальных норм.

Попытки разобраться в себе и в окружающих помогли Мотоко создать неплохую мангу, образчик «slice of life», несущий мысль о том, что общество, закостенелое от предрассудков, всё же медленно и постепенно меняется. И эти перемены зависят от каждого, даже самого «маленького человека», который может очень многое, если поднимет голову, поверит в себя и решительно отвергнет мысль о том, что после сорока жизнь уже заканчивается. При этом не стоит думать, что на мангу можно навесить возрастной ценз «40+» и отложить её до лучших времен; нет, темы в ней затрагиваются «вечные», с которыми можно столкнуться в любом возрасте. И атмосфера здесь крайне располагающая и добрая. 
Оба томика данной короткой серии вышли у «Фабрики комиксов» в мягкой обложке с цветным, глянцевым «супером». 
Присутствуют короткие послесловия-благодарности. 
В обоих томиках по 192 страницы, тираж не указан.
Сайт: comics-factory.ru/tokyo-share-story

@темы: примите наш отзыв!

Комментарии
05.05.2023 в 09:02

Мой стариковский вам совет таков - не слушайте советы стариков (с)
Подавляющее большинство манги, выпускающейся в России, ориентированно на подростков,
Но помечается плашкой 16+ :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии